Научная
работа учителей:
Организация научно-исследовательской работы среди педагогов
Научно-исследовательская
работа учителей проводится в рамках общей проблемы, избранной для
исследования, а именно - разработка оптимальной модели педагогического
обеспечения и развития индивидуально-творческой личности в сельской
гимназии. Основными направлениями научных интересов учителей являются
поиски эффективных путей обучения и воспитания и их научное обоснование.
Первым
шагом каждого учителя явился выбор темы исследования. Выбор темы
и ее формулировка были уточнены в ходе индивидуальных бесед, консультаций
с учеными.
Вся
научная работа учителей организуется через деятельность кафедр общетехнических,
гуманитарных дисциплин, дополнительного образования и сосредоточена
по следующим направлениям:
Содержание
и организация процесса обучения и воспитания гимназического образования;
Разработка экспериментальных программ спецкурсов и подготовка экспериментальных
материалов к курсу обучения по предметам;
Разработка учебно-методических пособий по предметам;
Поиск эффективных путей обучения.
Руководитель научно-экспериментальной работы – доктор педагогических
наук, член-корреспондент РАО, профессор ЯГУ Данилов Д.А.
В
гимназии ежегодно проводятся научно-практические конференции учителей:
“Опытно-экспериментальная
работа: первые шаги” (1996)
“Инновационные технологии” (1997)
“Содержание гимназического образования: опыт и проблемы” (1998)
“Качество гимназического образования: проблемы и перспективы” (1999)
“Научно-исследовательская парадигма образовательной деятельности
школ” (2000)
Учителя гимназии постоянно участвуют в улусных, региональных, республиканских
семинарах, педчтениях, конференциях.
Учеба
в аспирантурах. Соискательство.
Доказательством
повышения научно-методического уровня учителей является соискательство
ученой степени и учеба в аспирантуре. 7 учителей гимназии являются
соискателями кафедры педагогики пединститута ЯГУ, 3 учителя - аспиранты
вузов г. Москвы и С-Петербурга.
Учителя
– соискатели:
Иванова
Л.М. – учитель истории. Тема: "Пути формирования современного
менталитета учащихся в преподавании истории в условиях сельской
гимназии".
Захарова А.И. – учитель физики. Тема: “Педагогические основы
гуманизации естественных дисциплин на примере преподавания физики".
Филиппова М.Е. – учитель якутского языка и литературы. Тема:
"История обучения якутскому языку".
Осипова А.Н. – учитель русского языка и литературы. Тема:
"Методология компаративистики в изучении литературы".
Бортник А.Ф. – учитель географии. Тема: "Формирование
мировоззрения учащихся в процессе обучения географии".
Соловьева И.С. – учитель английского языка. Тема: "Развитие
межкультурной коммуникативной компетенции у школьников".
Манасытова М.А. – учитель французского языка. Тема: "Пути
повышения информационной культуры средствами инновационных технологий".
Учителя
– аспиранты:
Тобохов
С.В. – зам. директора по научно-экспериментальной работе, аспирант
ГНИИ семьи и воспитания Российской академии образования (г. Москва).
Федоров В.А. – зав. кафедрой общетехнических дисциплин, аспирант
С-Петербурского государственного педуниверситета им. А.И.Герцена.
Белолюбская Н.А. – учитель английского языка, аспирант С-Петербурского
государственного педуниверситета им. А.И.Герцена.
Учителя-соискатели в основном сдали кандидатские минимумы, некоторые
готовы выйти на предзащиту перед аттестационной комиссией отдела
аспирантуры ЯГУ.
Два
соискателя в данное время работают в ИМИ ЯГУ и успешно продолжают
свою исследовательскую работу. Это Романова С.М., зам. декана математического
факультета ИМИ ЯГУ, Макарова С.М., старший преподаватель математического
факультета ИМИ ЯГУ. Соискатель Павлов Д.С. ныне работает зам.директора
по научно-экспериментальной работе Соловьевской СШ Чурапчинского
улуса. Проект экспериментальной работы данной школы, разработанный
им, весной 2000 года стал дипломантом Всероссийского смотра-конкурса
инновационных проектов развития сельских школ.
В
целом, научное исследование в стенах школы – это не только
результативная педагогическая деятельность, но и направление, которое
помогает педагогу обрести, развивать и утверждать себя.
Научная
работа учащихся:
Организация научно - исследовательской работы школьников
В практику работы нашей гимназии вошли научно - исследовательские
группы, руководимые учителями, обеспечивающие индивидуальную профилизацию
для ученика и получение им возможности попробовать себя в поисковом
виде интеллектуальной деятельности.
Поисковая работа учащихся идет параллельно с освоением временных
минимальных требований к знаниям по каждому из учебных предметов.
Представим условные индивидуальные маршруты учащихся:
- основной (урок)
- профильный (спецкурсы)
- исследовательский (иссл. группы)
Результатом первого маршрута является достижение языка науки.
Результатом второго маршрута является определение профиля, т.е.
степень оснащенности предметными умениями и навыками при фиксированной
сумме знаний.
Результатом работы исследовательских групп являются доклады, с которыми
выступают гимназисты на ежегодной научной конференции “Знание-сила”.
Гимназисты
успешно участвуют в научно - социальной программе для молодежи и
школьников "Шаг в будущее". В 1998 г. Дягилев Ваня (9
кл) в составе национальной команды Республики Саха (Якутия) стал
лауреатом Всероссийской конференции "Шаг в будущее" (г.
Москва) и финалистом международной научно-технической выставки в
Америке (штат Техас). 2000 г. Ершов Евгений (11 кл) финалист Всероссийского
смотра - конкурса "Юниор-2000" (г. Москва).
В 1998
г. на базе нашей гимназии создан координационный центр региональной
конференции "Шаг в будущее" заречного учебного округа.
В январе 1999 г. проведен 1 тур республиканской конференции "Шаг
в будущее" с охватом 172 учащихся из 6 улусов.
Участие
в научно - практических конференциях способствует всестороннему
развитию гимназистов на основе их индивидуальных способностей, склонностей,
мотивирует к самообучению, саморазвитию и самореализации в условиях
антропогенной цивилизации и гуманистической парадигмы образования.
Координацией
научно - исследовательской работы учащихся занимается
научное общество гимназистов “Эвриос”, где координаторы по шести
секциям вместе с учителями под руководством зам. директора по научно
- экспериментальной работе руководят научной работой учащихся.
Работает
филиал республиканского общества “Дьо5ур” (координатор
Дьячковская А. А.), объединяющий способных и одаренных детей улуса.
По линии филиала организуются учебные консультации для способных
и одаренных детей улуса во время каникул, для учащихся 5 - 7 классов
работает заочная школа “Дьо5ур”, летняя региональная школа юных
информатиков “МАТЧ”, организуются подготовительные курсы для поступающих
в вузы по математике, физике, русскому, якутскому языкам и литературе.
|